Неточные совпадения
Это могло быть также формулировано как различение
первичного и вторичного
сознания.
Но рациональный мир с его законами, с его детерминизмом и каузальными связями есть мир вторичный, а не
первичный, он есть продукт рационализации, он раскрывается вторичному, рационализированному
сознанию.
Еще одно из тех
первичных ощущений, когда явление природы впервые остается в
сознании выделенным из остального мира, как особое и резко законченное, с основными его свойствами.
«В этой области (области
первичной веры), предшествующей логическому
сознанию и наполненной
сознанием жизненным, не нуждающимся в доказательствах и доводах, сознает человек, что принадлежит его умственному миру и что — миру внешнему».
Я именно и утверждаю, что в так называемом «иррациональном переживании» или, по моей терминологии, в
первичном нерационализированном
сознании совершается самое подлинное познание бытия, совершается то касание сущего, которое не может не быть и познанием.
Что бытие непосредственно, интуитивно дано нашему
первичному, целостному
сознанию, этого нельзя доказать, нельзя ни из чего вывести, это можно только открыть и принять.
Бытие, жизнь духа даны изначально, даны
сознанию первичному, не рационализированному,
сознанию церковному, разуму церковному.
Интуитивное, целостное, органическое познание совершается в
первичном, не рационализированном
сознании.
Хаос и тьма, «мир сей», даны именно рационализированному
сознанию,
сознанию же иному,
первичному, дан «мир иной», мир истинно сущего.
Есть
первичное, нерационализированное
сознание, в котором даны живые связи с бытием, дано первоощущение бытия и происходящей в нем драмы.
Быть может, вершины бытия трансцендентны для нашего низшего, болезненного, вторичного
сознания и имманентны для
сознания высшего, здорового,
первичного.
Сознание первичное не объективирует и не умерщвляет, оно живет познавая и познает живя.
Ни философия позитивная, ни философия критическая не в силах понять происхождения и значения времени и пространства, законов логики и всех категорий, так как исходит не из
первичного бытия, с которым даны непосредственные пути сообщения, а из вторичного, больного уже
сознания, не выходит из субъективности вширь, на свежий воздух.
Мы же полагаем, что в безмерной области
первичного, нерационализированного
сознания есть царство света, а не только тьмы, космоса, а не только хаоса.
Отвлеченные философы считают доказанным и показанным, ясным и самоочевидным, что философии следует начинать с субъекта, с мышления, с чего-то безжизненно формального и пустого; но почему бы не начать философствовать с кровообращения, с живого, с предшествующего всякой рациональной рефлексии, всякому рациональному рассечению, с органического мышления, с мышления как функции жизни, с мышления, соединенного с своими бытийственными корнями, с непосредственных,
первичных данных нерационализированного
сознания?
Гносеология должна начать с установления различия между
первичным нерационализированным
сознанием и
сознанием вторичным, рационализированным, в то время как обычно она начинает с
сознания уже рационализированного и иного не признает.
Трансцендентное в самом общем смысле, т. е. превышающее всякую меру человеческого опыта,
сознания и бытия, вообще «этого мира», дано в
первичном религиозном переживании, поскольку в нем содержится чувство Бога, — это есть основная музыка религии.
Но все тут определяется основной духовной установкой, направлением нашей
первичной воли и нашего
сознания на действия и знаки, символизирующие добро, или на реальное осуществление добра, реальное преображение нашего сердца.
Тут
сознание направлено на явление вторичного, а не
первичного порядка.
Творческий акт оказывается изъятым из
первичного бытия и переносится во вторичную сферу
сознания, в бытие уже рационализированное и опосредственное, в дух рассеченный и препарированный для специальных целей.